Онлайн-кассы в труднодоступных местностях

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ. (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

При этом устанавливается, что кредитная организация обязана вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления вышеуказанных действий. Порядок направления и форма указанного перечня устанавливаются Банком России.

Сельская местность и онлайн-касса: понятие и взаимосвязь

Под сельской местностью принято понимать всю обитаемую территорию, расположенную вне городов и пригородов. Данные территории отличаются своей спецификой, в том числе:

  • особыми видами деятельности населения (охотничье-промысловые, фермерские, лично-подсобные хозяйства, отели, санатории, природоохранные структуры и др.);
  • недостаточно развитой инфраструктурой и «усеченными» схемами оснащения современными средствами связи;
  • удаленностью от современных средств цивилизации и контролирующих органов.

Онлайн-касса представляет собой техническое устройство для кассовых расчетов, обладающее:

  • возможностью онлайн-передачи электронных кассовых чеков покупателям и налоговикам;
  • специальными техническими возможностями (по хранению, защите, шифрованию и т. д.) фискальной информации — данный спектр функций стал доступен владельцам кассовой техники после замены ЭКЛЗ фискальным накопителем (многофункциональным модулем памяти).

Подробности об особенностях фискального накопителя узнайте из материала «Фискальный регистратор и онлайн-касса».

Взаимосвязь онлайн-касс и сельской местности двоякая — жители сельских населенных пунктов могут выступать:

  • покупателями товаров (работ, услуг) — приобретать в сельмагах и частных ларьках за наличный расчет продукты питания и непродовольственные товары, а также выступать потребителями разнообразных бытовых услуг (от распиловки дров до ремонта обуви);
  • продавцами услуг и товаров (как произведенных в сельской местности, так и привезенных со стороны) — молока, живой рыбы, овощей и др.

И в том, и в другом случае объединяющим звеном являются наличные деньги — их применение в расчетах требует обязательного соблюдения положений закона о кассовой технике от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Что он предусматривает — см. далее.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, если организации и ИП не используют для расчетов автоматические устройства, то они могут не использовать ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и компьютерное оборудование, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники). Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов с ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгметаллов и драгкамней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП (за исключением тех, кто осуществляет торговлю в розлив питьевой водой и розничную продажу бахил), которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).


Закон № 54-ФЗ: нужна ли онлайн-касса для села и деревни

Нормы закона № 54-ФЗ можно условно разделить на 2 группы:

  • прямо предусматривающие требования к использованию в сельской местности онлайн-касс;
  • содержащие общие для города и деревни положения.

Указанный документ обязывает все работающие с наличкой фирмы и ИП применять онлайн-кассы, поэтому и горожане, и сельчане будут сталкиваться с онлайн-кассами и кассовыми чеками чаще, чем раньше.

При этом закон оговаривает отдельные ситуации, когда допустимо их неприменение. Например, указанный нормативный документ напрямую про онлайн-кассы в сельских населенных пунктах говорит в п. 5 ст. 2 — не использовать современные кассовые аппараты с функцией онлайн-отправки чеков в налоговую инспекцию могут:

  • аптечные компании — если они расположены в сельских фельдшерских пунктах;
  • обособленные подразделения медицинских организаций (если в сельском населенном пункте отсутствуют аптечные компании) — при наличии у них лицензии на фармацевтическую деятельность.

Остальные случаи неприменения онлайн-касс исключительно для сельской местности закон 54-ФЗ не оговаривает — его нормы применяются вне зависимости от того, в городе или селе происходят наличные расчеты. Узнайте об этом из следующего раздела.

Как применять современный кассовый аппарат в отдаленных от сетей связи населенных пунктах?

Ответ на этот вопрос содержится в законе № 54-ФЗ (п. 7 ст. 2) — хозяйствующие субъекты могут применять онлайн-кассы в автономном режиме, если населенный пункт, в котором они работают, относится к категории отдаленных от сетей связи.

Онлайн-кассы в труднодоступных местностях

При этом необходимо учесть, что:

  • приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 установлен критерий отнесения местностей к категории отдаленных от сетей связи — это численность населения в населенном пункте не более 10 тыс. человек;
  • используя вышеуказанный критерий, власти субъектов утверждают список разъездов и деревень, относимых к категории отдаленных от сетей связи;

Примером такого списка может служить перечень, утвержденный в Республике Алтай (распоряжением исполняющего обязанности главы республики от 25.04.2017 № 198-р), согласно которому отдаленными от сетей связи признаны все населенные пункты Республики Алтай, кроме г. Горно-Алтайска и с. Маймы.

  • в вошедших в перечень населенных пунктов применение онлайн-касс обязательно — используются они в автономном режиме (без обязательной передачи данных налоговикам);
  • фискальные данные будут ежегодно предоставляться налогоплательщиками в адрес налоговых органов на бумажном носителе или через личный кабинет при перерегистрации ККТ.

Некоторые регионы утверждают сразу «двойной» перечень населенных пунктов — он содержит одновременно информацию о населенных пунктах, признаваемых отдаленными от сетей связи и относимых в категорию «отдаленные и труднодоступные» (например, см. перечень, утвержденный правительством Пермского края от 09.02.2017 № 43-п). Об этой категории расскажем далее.

Освобождены от применения ККТ также организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, перечень которых может быть определен нормативным актом субъекта федерации (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). К сожалению, перечень таких местностей в настоящее время утвержден не везде. Например, в Калининградской области он установлен постановлением администрации Калининградской области от 23 сентября 2004 г.

№ 450 «О мерах по упорядочению применения контрольно-кассовой техники». Так, данным нормативным актом было обосновано постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2006 г. № А21-10416/2005, которым было отказано в удовлетворении требований налоговых органов о привлечении к административной ответственности учреждения за неприменение ККТ.

В этом случае, при расчетах с клиентами и по их требованию предприниматель должен выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Причем для этих документов определены обязательные реквизиты, к которым относятся:

  • наименование и порядковый номер документа;
  • наименование организации или ФИО ИП, их ИНН;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • подпись лица, выдавшего документ.

Данное положение также не распространяется на организации и ИП, которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Отметим, что порядок выдачи документов о расчетах и их учета уже определен (постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296 «Об утверждении Правил выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) без применения контрольно-кассовой техники»).

Все выданные квитанции учитываются в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны предпринимателем, а также заверены печатью (при наличии). При этом, если осуществляет расчеты и хранит журнал работник, то предприниматель должен заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

Онлайн-кассы в труднодоступных местностях

С каждого выданного документа о расчетах должна быть снята копия, которые необходимо сохранять не менее пяти лет копию. Причем копии документов или отрывные их части должны храниться в систематизированном виде в условиях, исключающих их порчу и хищение.

Заполняется квитанция разборчивым почерком на русском языке, при этом помарки, подчистки и исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный документ перечеркивается и прилагается к журналу учета за тот день, в котором он заполнялся. В журнале также делается отметка об этом напротив порядкового номера испорченного или неправильно заполненного документа. При этом сквозная нумерация выданных квитанций продолжается.

Отметим, что если расчеты ведутся в местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ должна применяться, но в «автономном» режиме, то есть без обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме. Это означает, что в таких обстоятельствах договор с ОФД заключать не нужно, а клиенту предоставляется кассовый чек или БСО, напечатанный на бумажном носителе, и в электронной форме он не направляется (п. 1 ст. 4.6, п. 3 ст. 5, п. 7 ст.

Как применять современный кассовый аппарат в отдаленных от сетей связи населенных пунктах?

Закон № 54-ФЗ предусматривает ситуации, когда и в городской, и в сельской местности онлайн-кассы не применяются (или используются в особом режиме), если (например):

  • продавец имеет право отсрочки на применение онлайн-касс;
  • оказываются услуги или реализуются отдельные виды товаров, перечисленные в п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ (обеспечение обедами школьников и учителей во время занятий в общеобразовательных школах, торговля прессой, мороженым, квасом и т. д.);
  • населенный пункт отдален от сетей связи и его название отражено в утверждаемом региональными властями списке — применять кассы можно в автономном режиме (передавать налоговикам фискальную информацию в онлайн-режиме необязательно);
  • село, деревня или разъезд находится в труднодоступном месте (перечень таких мест также утверждается региональными властями) — здесь можно обойтись совсем без кассы, но при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт расчета.

При этом необходимо особое внимание уделить п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ, согласно которому вышеуказанные послабления не распространяются на фирмы и ИП:

  • использующие автоматические расчетные устройства;
  • торгующие подакцизными товарами.

Подробнее см. «Кто освобожден и может не применять онлайн-кассы?».

Таким образом, отдельные категории налогоплательщиков сейчас могут воспользоваться предоставленными законом № 54-ФЗ льготами и не использовать в наличных расчетах онлайн-кассы (в том числе в деревнях и селах).

Онлайн-кассы в труднодоступных местностях

Полная отмена онлайн-касс для фирм и ИП, осуществляющих наличные расчеты в сельской местности, будет возможна только в том случае, если будут приняты соответствующие поправки в закон № 54-ФЗ. Но таковые в настоящее время не рассматриваются.

Сельские аптечные пункты

От применения ККТ освобождены аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах. Также не придется выдавать чеки и филиалам медицинских организаций, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Никаких бланков строгой отчетности и документов об оплате выдавать в этих случаях не требуется.

Однако если указанные организации используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами, то они должны при расчетах с клиентами применять ККТ (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Итоги

Хозяйствующий субъект, осуществляющий наличные расчеты в труднодоступной местности, онлайн-кассу может не применять. Но взамен кассового чека он должен выдать покупателю подтверждающий факт расчета документ.

При расчетах на отдаленных от сетей связи территориях разрешено применять онлайн-кассы в автономном режиме.

Законом № 54-ФЗ предусмотрены случаи (идентичные для села и города), когда наличные расчеты могут происходить без применения онлайн-касс (при оказании определенных услуг, продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и т. д.). Не применять современные кассы можно также в селах и деревнях, признанных труднодоступными. Полной отмены онлайн-касс в сельской местности пока не предвидится.

Религиозные организации

При проведении религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы эти организации вправе не применять ККТ. Однако это касается только случаев, когда такие операции совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Применение ККТ адвокатами и нотариусами

Письмом МНС России от 26 октября 2004 г. № 33-0-13/683 «О применении контрольно-кассовой техники» было разъяснено, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) при осуществлении адвокатской деятельности не попадают в сферу действия законодательства о применении ККТ и не должны использовать при осуществлении такой деятельности контрольно-кассовые машины.

Аналогичная позиция в отношении адвокатов и нотариусов высказана в письме МНС РФ от 28 мая 2004 г. № 33-0-11/357@ «О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами», а также в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 апреля 2007 г. № 03-01-15/4-116.

Наличные расчеты в труднодоступных местах

Как следует из п. 1 ст. 1.2, абз. 19 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в обязательном порядке применяется при осуществлении организациями и ИП приема или выплаты денежных средств с использованием как наличных, так и электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.

Таким образом, если прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, у организаций или индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность применения контрольно-кассовой техники.

К таким случаям могут относиться прием пожертвований, прием вступительных и членских взносов в различные некоммерческие организации, оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), получение денег в порядке возмещения собственных затрат, прием взносов в ТСЖ для оплаты коммунальных услуг.

Данная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике. Так в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. № Ф08-277/07-122А установлено, что отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники при внесении в кассу товарищества собственников жилья взносов от жильцов дома, которые аккумулируются у товарищества и переводятся на счета организаций коммунального хозяйства.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006 установлено, что взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, Общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров, которая должна сопровождаться применением ККТ.

Аналогичная позиция в отношении расчетов по займам высказана в письмах МНС России от 5 мая 2004 г. № 33-0-11/320 «О применении контрольно-кассовой техники» и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 апреля 2017 г. № 03-01-15/24309 «Об особенностях применения контрольно-кассовой техники».

Последняя актуализация: 5 сентября 2019 г.

Попадание населенного пункта в категорию отдаленных и труднодоступных позволяет работающему там хозяйствующему субъекту вообще обойтись без кассы. При этом необходимо учесть следующее:

  • организации и ИП вправе не применять кассовые аппараты в наличных расчетах при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчетов, если эти расчеты происходят в отдаленных и труднодоступных местах (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • порядок выдачи подтверждающего факт расчетов документа детализирован в постановлении Правительства РФ от 15.03.2017 № 296;
  • воспользоваться освобождением от применения кассовой техники не вправе продавцы подакцизных товаров (п. 8 ст. 2 закона № 54-ФЗ);
  • классификация того или иного населенного пункта как труднодоступного находится в компетенции региональных властей.

В качестве примера см. перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 27.02.2017 № 86-П.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Энциклопедия знаний
Adblock detector